Краткая история букмекерства
-
Краткий очерк истории развития азартных игр с неопределенной математической моделью (как правило это ставки на спорт).
- Сначала было желание предсказать неопределенный исход, например, вернётся ли вождь назад с охоты на мамонта.
- Потом появилось желание заработать на своей уверенности в определенном исходе, ведь вождь всегда возвращался.
- Затем появилось желание играть на неравных шансах, потому что обычно вождь возвращался и ставка "мой топор против твоего топора" была очень уж невыгодной для одной из сторон.
- Потом появилось желание фиксировать ставки и обеспечивать их выплату, на языке Шекспира bookkeeping.
- Затем появились более сложные забавы, например скачки, где много лошадей участвует, а выигрывает одна. В той же самой, залитой золотом колоний, Англии, люди начали активно развлекаться, индустрия стала коммерческой, в ней появились существенные деньги.
- Появились тотализаторы, как самая простая для организации форма лудомании, люди ставят деньги на кого хотят, организатор стрижёт процент и делает гарантированные выплаты, так как сам ничем не рискует.
- Однако организаторы быстро смекнули, что народ вообще ничего не понимает в скачках, основная масса денег идёт непонятно куда, мимо организаторов. Они предложили ноу-хау, фиксированный коэффициент выигрыша. Организаторы, сведущие в лошадиных бегах, сами определяли вероятности событий, ставили запас (маржу, достаточно высокую, 5-10%) и отвечали за выплату выигрышей. Коэффициенты можно (но необязательно!) было корректировать, в зависимости от баланса ставок и дополнительной информации у котировщика. Их стали называть bookmaker, то есть раньше это были "хранители книг" с записями о ставках, а теперь это были "создатели коэффициентов" для ставок. Идея оказалось хорошей, прибыли выросли, обороты выросли, фиксированные коэффициенты стали стандартом индустрии, впрочем тотализаторы тоже имели свою нишу, пусть и не такую большую.
- Специфика ведения бизнеса букмекеров на стадионах нивелировала недостатки системы фиксированных коэффициентов:
- необходимость точной оценки шансов. Клиенты в основной массе своей ставили наугад, определяя вероятности намного хуже букмекера. Поэтом качество линий не было проблемой, а сравнивать свои оценки с другими букмекерами не было необходимости, котировались-то события в одном месте, оценка букмекера была, своего рода, монополией. Даже при расхождениях коэффициентов осуществлять арбитражные сделки было сложно, не было связи, не было возможности координации действий, занимались этим немногие.
- клиенты-умники. Клиентов было немного и их знали в лицо, даже если какой-то умник умудрялся выигрывать, всегда можно было запретить ему делать ставки и это было эффективным решением проблемы.
- проблемы с выплатами. Каждая крупная ставка была событием, рассматривалась индивидуально и даже в случае большого убытка обычно как-то рассчитывалась, например периодическими выплатами, поэтому в целом считалось и считается до сих пор, что букмекеры выигрыши обычно выплачивают.
- Так всё существовало сотни лет, букмекерство было достаточно узкоспециализированной забавой для посетителей ипподромов и стадионов, правда появились телефонные букмекеры, дававшие удобство ставок из дома, но всё изменилось с приходом интернета. В него перенесли модель букмекерства, когда организация принимает деньги и гарантирует выплату по фиксированному коэффициенту, определённому её аналитиками. Окончательно сформировалась интернет-индустрия букмекерства к началу двадцать первого века, появились крупные игроки и "правила игры". Индустрия росла как на дрожжах, всё больше людей приучалось тратить деньги в интернете, всё больше людей привыкало удовлетворять азарт онлайн, прибыли хватало на всех, и на букмекеров и на "умников".
- Индустрия развивалась по принципу "быстрее, выше, сильнее". Максимумы росли, маржа снижалась, количество предлагаемых событий и лиг увеличивалось в геометрической прогрессии. В итоге на момент расцвета букмекеры принимали огромные (сравнимые с годовым доходом среднего работяги) суммы на невероятное количество событий, тут вам и гандбол, и водное поло и даже шахматы, тысячи событий в сутки. Маржа на всё это тоже снизилась, давать линию 1.85 - 1.85 (стандарт для конца девяностых, 7.5% отбор) стало неприлично, стандартом стал 1.91 - 1.91 (пять процентов отбора), некоторые низко-маржинальные букмекеры, наиболее известным и популярным был Pinnacle, вообще давали по 1.95 (2.5% отбор) и на них старались равняться.
- Причиной кризиса индустрии стали "умники". Широкое распространение интернета привело к доступности информации. Результаты, базы данных, возможности статистического анализа стали доступны каждому, многие начали пользоваться этой информацией или создавать сервисы, в том числе по сбору различных оценок различных интернет-букмекеров, а где сбор - там и сравнение. В итоге букмекеры начали играть не против необразованной массы, которая даже не знала позиции команд в чемпионате, а против людей, обладающих даже большей информацией, особенно по ассортиментным видам спорта. Обычно за волейбол, баскетбол и гандбол отвечал один и тот же букмекер, а против него играло три специалиста по каждому из видов спорта, не удивительно, что их оценки шансов были точнее. Они быстрее получали информацию, лучше её интерпретировали и делали ставки с большим ожиданием в свою пользу.
- Но умники были не только клиентами, но и букмекерами. Сильный букмекер мог дать своё мнение и собрать много денег на нужный исход (за счёт арбитража с другими букмекерами, хотя такое и не поощрялось руководством, но кто же узнает). Необходимость следить за мировой линией, а так же понимание, что мир, в целом, оценивает шансы лучше, чем конкретно ваш букмекер, породило нелюбовь и страх перед вилочниками, людьми, осуществляющими арбитраж между конторами, сами они, по сути, ничем не рисковали, но их ставки были всегда максимальными и, обычно, "умными", ведь за ними стояло мнение другого букмекера, подставившегося под вилку.
- Постепенно появилось чёткое и понятное высшему руководству понимание, что одни клиенты хорошие, они ставят под пивко небольшие (а кто-то большие!) суммы, их не особо волнует коэффициент, который мы даём, им просто поболеть надо, а вот другие - ушлые, вредные, быстрые, даже не до конца понятно вилочники ли или сами по себе разбираются, но они выносят из конторы крупные суммы, это плохие клиенты, от них надо избавляться. Решение было простым - снизить максимумы вплоть до нулевых, фактически закрыв счёт и отказав в обслуживании плохих клиентов.
- Один крупный игрок на рынке, вышеупомянутая компания pinnaclesports, пошёл по другому пути. Вместо того, чтобы вырезать умников, они начали их собирать вместе. Их динамическая система максимумов (вначале поменьше, потом сильно побольше) помогала им балансировать линию с минимальным убытком. Не так важно, какие коэффициенты напишет букмекер pinnaclesports, по начальному максимуму в 250 долларов все его ошибки поправят голодные, но сообразительные студенты. Они делают ставки, линия меняется от каждой ставки и если есть перекос - он быстро и недорого будет устранён. Потом максимумы растут, становятся 500 долларов за клик, 1000, 2000 и дальше, в зависимости от популярности матча и в каждый момент времени коэффициенты максимально приближены к истинным, которые никто не знает, но все хотят оценить. Добавив сюда рекордно низкую (вплоть до 1.98 по равной линии, это 1% отбора!) маржу, пиннакль стал раем для вилочников и умников. Умный игрок делал ставку в пиннакле на победу первой команды, коэффициент на неё падал, а на вторую команду рос. Выросший коэффициент давал возможность арбитража с другими букмекерами, которые пока что не знали, что шансы первой команды выше. Вилочники тоже не знали, но они видели арбитражную возможность и самостоятельно ставили у других букмекеров на первую команду, а в пиннакле, закрывая вилку, на вторую. Коэффициент немного выравнивался и умный игрок мог поставить ещё раз, другой, третий. Это продолжалось до бесконечности, в итоге у пиннакля был плюс-минус баланс (деньги умного игрока на победу первой команды уравнивались деньгами вилочников на победу второй), а вот букмекеры оплачивали вилочникам "хорошие" ставки на победу первых. Пиннакль радовался, умники и вилочники в пиннакле тоже, а платили за всё это букмекеры, которые ещё больше не любили тех, кто ставит им хорошие ставки. Отличить вилочников от умников было сложно, да и разницы между ними особой не было, и те и другие обыгрывали неповоротливых букмекеров, не меняющих коэффициенты автоматически.
- Появлялись и альтернативы, биржа Betfair попыталась реализовать модель букмекера-посредника, предложив P2P ставки. Идея была на поверхности: пусть люди сами оценивают шансы, а мы предоставим интерфейс, как на бирже, с bid/ask заявками. Идея была неплохой и биржа даже активно развивалась, рынки по футболу и теннису конкурировали даже с пиннаклем, а иногда были более ликвидными и выгодными. Но, как обычно, всё погубила жадность. Сначала основатель проекта продал его за много денег китайцам, китайцы поставили эффективных менеджеров, а эффективные менеджеры приняли гениальное решение: зачем нам отдавать прибыль тем, кто выставляет свои заявки и методично зарабатывает? Давайте будем сами их выставлять, а дурачки-клиенты будут ставить и проигрывать. Сказано - сделано, бетфаер стал сам предоставлять ликвидность на рынках, а чтобы никто ему не мешал - максимально ухудшил условия для предоставления ликвидности для других игроков, в том числе введя Premium Charges, этакий налог на успешных маркетмейкеров, практически уничтожив возможность работы в плюс. Маркетмейкеры плюнули и разошлись, кто-то ушёл ставить в пиннакле, кто-то начал интересоваться зарождающейся криптоиндустрией, но бетфаер достиг желаемого, став единоличным поставщиком ликвидности, то есть традиционным букмекером, не желающим оплачивать и вообще иметь какое-то отношение с умными деньгами. А так всё хорошо начиналось...
- Наибольшего развития индустрия достигла в конце первого десятилетия двадцать первого века. Букмекеры были очень богатыми, но конкуренция заставляла их искать возможности оптимизации. Оптимизация состояла в вырезании плохих клиентов, приносивших убытки. Клиенты тоже были не дураки и многие регистрировались повторно, так называемые мульти-аккаунты. Понимая, что большинство новых регистраций это мультики, букмекеры начали внедрять технологии fingerpinting, чтобы определять аккаунты, созданные на одном компьютере. Начались проверки с запросами различных документов, чтобы убедиться, что клиент - новый человек. Документы подделывались, компьютеры покупались, обороты теневого "бизнеса" по созданию потока новых аккаунтов росли. Многие игроки, которые в целом были минусовыми и в долгом периоде приносили бы прибыль букмекеру, тоже попали под раздачу, просто сделав случайно несколько "хороших" ставок на вилочные коэффициенты или, так же случайно, оказавшись в плюсе после пары удачных месяцев. Букмекер и игрок больше не были партнёрами, они стали врагами. Если человек показывал хоть какие-то признаки осознанной игры, его тут же вырезали. Вырезали даже тех, кто болтался в минус-нуле, играл в пару процентов от оборота в минус, бизнесу стали нужны только совершенно не разбирающиеся в ставках азартные лудоманы, играющие безумные экспрессы или овербетящие в лайве, у них рентабельность в пользу букмекера 7%+, как в старые добрые времена. Таких оказалось не так, чтобы очень много (но достаточно!), остальных вырезали, клиентская база снижалась, нужно было привлекать новых.
- Изначально срок жизни клиента букмекера был очень большим. Человек открывался и делал ставки по выходным на любимую команду, или, в сложных случаях, лудил нон-стоп до следующей зарплаты. В отличие от казино, ставки на спорт предполагают какую-то интеллектуальную деятельность, поэтому у клиента складывалось впечатление, что он в чём-то разбирается, а минус на счёте просто из-за невезения, ну или договорных матчей. Вследствие этого факта, расходы букмекеров на привлечение клиентов были сравнительно небольшими, необходимости в дорогой рекламе и спонсорствах не было. Теперь же, когда существенная часть клиентской базы была вырезана при борьбе с плюсовыми клиентами, эта необходимость появилась, нужно было конкурировать с казино за любителей азарта. Букмекеры начали появляться там, где до недавнего времени были только логотипы платёжных систем и прохладительных напитков, каких-нибудь 15 лет назад невозможно было представить букмекера, спонсирующего команду высшего дивизиона, теперь же весь высший дивизион получал название от крупного букмекера. Стратегия активного привлечения новых клиентов, как следствие борьбы со старыми, требовала крупных расходов на маркетинг, это стало причиной ухудшения условий игры: максимумы для обычных игроков снижались (обслуживание VIP-игроков это отдельная история), маржа увеличивалась. Начали появляться случаи "воровства" денег со счёта, когда букмекер был уверен, что ставки делает "мультик", то, под предлогами разной степени наглости, баланс аккаунта конфисковывался. Представить такое раньше было невозможно, теперь же этим промышляют абсолютно все конторы любой степени лицензированности, вопрос лишь в том, насколько часто. Другие конторы начали отменять ставки после окончания матчей, разумеется выигрышные, с отсылками на "подозрительную активность", по факту то же воровство, но не балансов, а ожидания, в плюс играть так же невозможно.
- Расходы на рекламу делают своё дело: количество людей, которые не понимают базовых основ игры и играют в стабильный минус, начало расти. А раз люди не понимают основ, то для них всё равно, казино или ставки, всё одно можно полагаться лишь на удачу. Букмекеры стали активнее предлагать казиношные продукты, новым клиентам они даже нравились и внезапно направление казино стало важной частью бизнеса многих букмекеров: оно приносило деньги гораздо стабильнее и с меньшими затратами, чем букмекерство. Не нужно содержать штат аналитиков, не нужно профилировать клиентов, рулетка сама всё ожидание соберёт. А раз уровень понимания игроков снизился, то нет никакого финансового стимула инвестировать в развитие аналитики, чтобы точнее оценивать шансы, писать более точные линии. Качество коэффициентов упало настолько, что уже даже не вилочники, а просто мало-мальски понимающие в спорте люди могли не напрягаясь выигрывать, но играть им не давали. Кто-то жестил и открывал тысячи аккаунтов, сталкиваясь с блокировками, конфискациями, но при этом продолжал наживать. Кто-то плюнул и ушёл в пиннакль, к азиатским брокерам или догнивающий бетфайр, где ещё сохранялась иллюзия игры (но коэффициенты и максимумы тоже стали сильно хуже). Про криптовалюты я даже не упоминаю, сейчас там пасутся и покеристы, и ставочники, все кому не лень. Уход профессиональных игроков ещё больше ослабил поле и в итоге индустрия полностью перешла на модель "казино", когда клиент - это "лох", а коэффициенты могут быть любыми, маржа 1.75 - 1.75 (больше 10%) и отработанные системы профилирования позволяли наживать в любом случае, причём частенько - больше, чем раньше, как ни крути, а казино всегда было и будет рентабельнее букмекерской конторы.
Культура букмекерства потеряна полностью: бизнесу невыгодно делать хорошую аналитику (в том числе создавать модели для автоматизации процесса), ему проще найти новых минусовых игроков, а любые попытки осмысленной игры вырезать на корню. Даже pinnacle медленно дрейфует в этом направлении, снижаются максимумы, увеличивается маржа, пока что плюсовых игроков не трогают, но это пока, хозяева там тоже новые и уже достаточно давно. Что же будет дальше, как вернуть прежний дух соперничества, когда выигрывал тот, кто точнее предсказал вероятность события? Как вообще начать снова правильно определять вероятности спортивных и не только событий? Об этом поговорим немножко позднее.
-
Пользователь @DimOK написал в Краткая история букмекерства:
Как вообще начать снова правильно определять вероятности спортивных и не только событий?
Спасибо за статью!
Странное завершение истории, очень странный вопрос.
А кому это надо?
Букмекеру не нужно, вы сами всё описали выше.
Игроку не нужно, ему не дадут играть.Определение точных вероятностей, вроде бы, никому не нужно...
-
Спортивная аналитика существует и без буков
-
Пользователь @DimOK написал в Краткая история букмекерства:
стандартом стал 1.91 - 1.91 (пять процентов отбора)
только тут 4.5%, или если по 1.9 тогда 5%
-
-
Интересное написал Димок, только надо бы дополнить :
- Как относилось государство к азартным играм ( запреты, лицензии, налоги, и тд)
- Как развивались способы передачи ценности ( бартер, банки, платёжки, крипта и тд)
Без этих двух составляющих стороннему читателю трудно понять почему азартные игры именно так развиваются и откуда куда это все движется.
-
А вот и продолжение, что делать и как дальше жить:
-
Почему нет о том как разные сбо умерли? Азиаты маржу подняли, ликвидность обрушилась
-
мне интересно, почему в покере в отличие от букмекерства плюсовых вообще никто не трогает. есть какие-то забаненные на несколько копеек раз в пятилетку, но глобально реги наживают, а реги высоких лимитов наживают очень прилично.
берешь бк из топ500, в которой есть и казино и карты, и из 99% не выведешь больше тыщи баксов без санкций.в этих же витринах раздеваешь фишей по беспределу - проблем нет -
Пользователь @fugas написал в Краткая история букмекерства:
почему в покере в отличие от букмекерства плюсовых вообще никто не трогает
Пользователь @fugas написал в Краткая история букмекерства:
в этих же витринах раздеваешь фишей по беспределу - проблем нет
Ну так вот поэтому :)
В покере - раздеваешь фишей,
в букмекере - раздеваешь букмекера. -
@Колдыръ Unibet stellt den Service für deutsche Kunden ein. Diese schwierige Entscheidung wurde aufgrund der aktuellen Lizenzbedingungen getroffen, die Einschränkungen in bestimmten Produktsegmenten und Produktangeboten beinhalten. Dies hat es uns unmöglich gemacht, unseren Spielern das bestmögliche Erlebnis zu bieten, von dem wir wissen, dass du es verdienst. - унибет закрылся для немецких клиентов по причине нежелания получать лицензию. А я что говорил, хехе.. вот реалии...